Вверх

Легенда о реке Катунь и горе Бабырган

В одном стойбище жили красивая девушка Катунь и богатырь Бабырган. Любили они друг друга. Но отец девушки не дал согласия на их брак, поэтому они решили убежать. Хватился утром отец - нет дочери. И так он рассердился, что стал хватать большие камни и бросать их в сторону предполагаемого пути беглецов. Долго бросал он камни. Под конец схватил он не камень, а целую гору, которая упала прямо на богатыря и убила его. Остановилась Катунь возле этой горы, плачет. Тут и отец настиг, велел возвращаться. Заупрямилась Катунь. Схватил отец ее за рукав, но вырвалась Катунь, оторвав рукава и побежала прочь. А там, где рукав оторвался, образовалась протока. Гору люди назвали по имени убитого богатыря -Бабырган, До сих пор смотрит Бабырган на свою красавицу, которая бежит мимо его в поисках лучшей доли.

Вверх

Легенда о реках Бия и Катунь

У алтайского народа есть несколько легенд о реках Бия и Катунь. Одна из них гласит, что когда-то на Алтае не было больших рек и гор. На огромной равнине жил богатый хан Алтай, у которого самым главным богатством была дочь - красавица Катунь. Многочисленные поклонники добивались руки красавицы, но были отвергнуты. Никто не знал, что она тайно любила молодого пастуха Бия.

Разгневанный отец сказал: "Выдам тебя за того, кого пожелаю". Видя свое безвыходное положение, Катунь решила сбежать к любимому. В глухую темную ночь она исчезла. Утором хан, обнаружив пропажу, собрал свое войско и сказал: "Катунь будет принадлежать тому, кто ее догонит". Бросились воины в погоню, но Катунь обратилась рекой и стремительно помчалась на север, пробивая дорогу среди камней. Оставив байские отары, пастух Бий, тоже превратился в стремительный поток и помчался на встречу с любимой. Не догнали воины беглянку. Она встретилась со своим избранником, и кинулась к нему в объятия. Так, обнявшись, навечно они потекли вместе, образовав могучую сибирскую реку Обь.

Страшно разгневался хан, в гневе превратил всех своих незадачливых слуг в валуны и камни, а сам окаменел высокой горой Белуха. Самый быстрый из воинов - Бабырган - дальше всех убежал и теперь стоит, окаменевший, на равнине вдали от гор.

Вверх

Легенда о кедре

С давних пор алтайцы считали кедр одушевленным и объясняли это такой легендой. Однажды в глухой тайге, утомленный охотник расположился на ночлег под древним раскидистым кедром. Кедр был очень стар, весь покрыт извилинами, с кривыми ветвями. На земле под кроной, опавшая за всю его жизнь хвоя лежала мертвым слоем.

Крепко заснул охотник на прекрасной хвойной подстилке. Перед утром он проснулся от того, что услышал чей-то стон и тихий разговор. Это разговаривал старый кедр, под которым спал охотник, с молодым, стоявшим рядом.

О чем разговаривали кедры и что было дальше, вы узнаете на наших маршрутах...

Вверх

Легенда о Водопаде Камышла

В очень давние времена племена, населявшие Алтай, часто воевали друг с другом из-за скота и пастбищ. У одного из предводителей племени была очень красивая дочь. Чтобы её красоту никто не видел, отец построил отдельную юрту, поставил стражу и приказал не смотреть в сторону юрты, чтобы не ослепнуть от красоты его дочери.

Верным слугой у предводителя был богатырь по имени Камыш. Он везде и повсюду сопровождал своего хозяина в походах. Был весь Камыш изранен, и пришло время, когда он из - за своих ран не мог сопровождать своего хозяина. Предводитель оставил Камыш охранять свою дочь, не зная о том, что Камыш давно тайно встречается с девушкой. И что они давно любят друг друга. Вернувшись из очередного похода, предводитель застал в объятиях богатыря свою дочь. В гневе приказал он сбросить богатыря с высокой скалы. Девушка, узнав об этом, проплакала всю ночь, а утром бросилась вниз со скалы. Через некоторое время здесь образовался водопад, и люди назвали его именами двух влюбленных Камыш - Ла. Ла, так звали девушку. Водопад состоит из двух каскадов. Нижний каскад - широкий, мощный, изрезанный скалами - это Камыш. А верхний каскад - стройный, высокий - красавица Ла. Ну, а отец девушки с горя умер и похоронен на вершине горы, с которой кинулась вниз Ла.

Не верите - проверьте, приезжайте к нам и мы докажем, что сущая правда!!!

Вверх

Легенда о пещерных людях

По одной из алтайских легенд, давным-давно Алтай был вечно зеленым. Лето здесь было круглый год. Было очень жарко, и люди старались спастись от жары в пещерах. Вот тогда-то в некоторых пещерах и поселились олусы - человекообразные существа, отличавшиеся особой злобностью по отношению к людям. Это были сознательные, мыслящие существа, умеющие много делать. Когда происходили встречи олусов с людьми, олусы спасались при помощи каких-то сверхъестественных сил. Они зазывали людей в глубь пещер, усыпляли их и куда дальше девались эти люди, никто не знает.

Особенно олусы воруют детей, которые часто ссорятся друг с другом и в одиночку хотят побывать в этих пещерах. Эти олусы невидимы, и их можно только услышать - вот почему при посещении пещер нужно хранить тишину.

Вверх

Гора Белуха

(очень интересная и мало известная легенда)

В очень давние времена среди племен Горно-Алтая пронеся слух, что в алтайских лесах появилось странное чудовище из снега и льда - снежный человек, которого почему-то называли Белое Ухо. Вероятно, из-за того . что одно ухо у него было белее снега.

Предводитель одного из племен имел не сметные богатства. Услышав он о снежном человеке и решил завладеть чудовищем. Он объявил, что тот, кто поймает снежного человека, получит щедрую награду - половину его богатств.

Десятки богатырей бросились на поиски этого загадочного существа. Много дней и ночей они искали его по горам и лесам, пока, наконец, не нашли. Долго ловили охотники Белое Ухо, которые яростно оборонялся и не желал сдаваться врагам, потому что привык жить на свободе. Тогда, видя, что не взять им снежного человека живым, богатыри убили его, надеясь, что и за мертвого они получат награду. Упал снежный человек на землю, подставив солнечным лучам ослепительно белое ухо. Подошли богатыри, чтобы унести его, но поднять чудовище не смогли. Пришлось возвращаться богатырям с пустыми руками.

В том месте, где упал Белое Ухо, выросла высокая гора. Ее вершина всегда покрыта снегом и торчит, словно ухо. Люди назвали ее Белухой в память о гордом снежном человеке.

Вверх

Бабырган

У хана Бабыра была прекрасная дочь. Она очень любила природу и часто прогуливалась по окрестностям своего стойбища.

Однажды девушка, задумавшись, далеко ушла от стойбища в горы. Очнувшись, она увидела на высокой скале цветок необычной красоты. Потянувшись за цветком, девушка сорвалась со скалы и полетела вниз, успев вскрикнуть: "Ай - я!", и погибла. Хан Бабыр с горя превратился в каменную глыбу, оставшейся стоять до настоящего времени (гора Бабырган).

А люди, впоследствии заселившие эту легенду, назвали свое поселение выкриком девушки: "Ай - я", а впоследствии - Ая. Ну, а чудесный цветок, за которым потянулась девушка, встречается в наших местах до сих пор. Этот цветок - эдельвейс.

Вверх

Озеро горных духов

Из поколения в поколение передаются ойротами (алтайцами) страшные легенды о неземной красоты озера, в самом деле существующем в Горном Алтае. Эта - одна из них...

Красота озера издавна привлекала к себе людей. Озеро искали годами, но найти не могли. Старики говорили: души злых людей, причинявших при жизни страдания, уносились далеко в горы в какое-то озеро. Тот, кто это озеро найдет, может победить духов. Но если долго будет искать, может опоздать и погибнет сам.

Однажды на поиски отправился самый сильный и красивый юноша Тарын. Наконец, нашел он озеро. Место это в Катунском хребте, на его восточном конце. Это глубокое ущелье между Чуйским и Катунским белками. На дне долины, плоском и широком, Тарын увидел несколько озер. Их было пять, они лежали цепью: одно за другим. Меж ними расстояние где с полверсты, где с версту... Все пять озер были красоты неземной, но последнее, пятое, как магнитом тянуло к себе юношу.

Тарын подошел к нему. На противоположном берегу прямо в озеро обрывались кручи зазубренных гор со скалистыми ребрами фиолетовых и палевых оттенков. Горы гигантской лестницей спускались прямо в озеро. От воды веяло какой-то отрешенностью и холодом. Тарын напряженно всматривался в озеро. У подножия горы поднималось зеленоватое облако, излучавшее слабый свет. А в тех местах, где из-за белых вершин хребта проникали лучи солнца над водой, над камнями, на берегу вставали длинные, похожие на людей, сине-зеленные зловещие тени.

У Тарына задрожали руки, подогнулись колени, а сине-зеленые громадные человеческие фигуры то стояли на месте, то быстро передвигались и таяли в воздухе. С чувством гнетущего страха смотрел на небывалое зрелище юноша. Вдруг он почувствовал прилив сил. Схватив меч, ринулся в воду, стараясь ударить им призраков. Но вдруг ощутил страшную слабость. Словно окружавшие озеро снеговые пики, придавили ему голову с чудовищной силой. В его глазах началась жуткая пляска световых лучей. Но Тарына неудержимо тянуло к горе на противоположный берег, где ему мерещились сотни злых духов. Задыхаясь, юноша добрался до той горы.

Но как только он сделал это, все исчезло. С угнетенной душой, мрачный, едва передвигая ноги, Тарын отправился в стойбище прочь от этого рокового места. Сильного юношу смерть настигла у ближайшей юрты. Много еще охотников пытались повторить его путь к страшному озеру. Но обязательно потом кто-то из них долго болел, невероятно мучаясь от удушья, а кто-то навсегда терял былую силу и храбрость. С тех пор широко разнеслась недобрая слава о Дены-Дерь. Люди почти перестали бывать на озере. Там нет ни зверья, ни птицы, а на левом берегу - там, где собираются духи, не растет даже трава.

Остается добавить к легенде немного. Это единственное озеро в Горном Алтае дает теперь России такое количество ртути, что обеспечивает все потребности нашей многосторонней промышленности. А первым действительности отыскал и нарисовал в 1909 году это Волшебное озеро алтайский художник Г. Чорос-Гуркин. Картины Чорос-Гуркина часто выставляют в Бийске, Томске, Барнауле. Очень большая экспозиция картин Гуркина выставлена в Республиканском Национальном Музеи им. А.В. Анохина, который находится в г. Горно-Алтайске.

Картины Г.И. Гуркина - прекрасная возможность познакомиться с Горным Алтаем ближе.

Вверх

О кукушке

В давние времена алтайцы птиц не обижали, о них пелись песни, складывались сказки, былины, легенды. Вот одна из легенд...

Когда это было? Очень давно ... Тогда птиц алтайские народы боготворили. А старики до сих пор считают кукушку (кююк) птицей -мученицей.

Когда-то была женщиной. Жила она бедно, но ее спасало трудолюбие. Все силы она отдавала трем своим детям. А дети росли непослушными, мать свою не уважали. Однажды она тяжело заболела. Послала одного из сына за дровами. Он не пошел. Послала другого - тот убежал. И третий не послушался мать, отмахнулся от ее просьбы. Заплакала мать и сказала:

"лучше бы я птицей стала, улетела бы от вас ..." Сказала в отчаянии, без умысла, да вдруг превратилась в кукушку...

Вспорхнула и полетела в дымоход - дыру юрты. Один сын успел, схватил ее за ногу. В его руках остался обуток, а кукушка улетела. Так и живет теперь она без дома, одна нога черная в "обутке", а другая светлая - "разутая". И яйца подкладывает в гнезда других птиц, чтобы самой не мучаться, не кормить птенцов. И столько отчаяния в ее "ку-ку" весной и в начале лета слышится.

Вот такая грустная легенда...

Но к сведению успевших загрустить: кукушка-самка не умеет кричать никак. Она всегда молчит. "Ку-ку" - это призыв самца на спаривание. И чем дольше раздается "Ку-ку", тем "привередливее" попалась невеста. Так что не грустите долго, если услышите его (не ее!) голос и улыбнитесь весне!

Вверх

О лебедином озере

Никто не помнит в какие годы случилось такое... Поднялся в горах сильный ураган. Ураган такой сильный, что выплескивал озера, вспять поворачивал реки, рушил скалы. На самые вершины гор выплеснул ураган красивое озеро Кёлюкон, Лебединое озеро вместе с плававшими там лебедями... Стая взметнулась стремительно вверх, спасаясь от гибели. Не успел взлететь молодой лебедь. Ударился о скалу, разбился, только перья белые закружились в воде. Схватила в клюв его перо подруга и стала кружить над озером в том месте, где разбился лебедь. Наутро ураган стих, лишь над озером с пером в клюве кружила одинокая лебедушка. Наконец она обессилила, упала в озеро и утонула. Ветер унес перо ее друга на берег. В том месте, где это случилось, забил из земли чистый, прозрачный ключ. Ключ снова наполнил сухую лощину, дно высохшего озера водой. И озеро заплескалось, как прежде - прекрасное. А стон подруги лебедя над озером, говорят, слышен до сих пор. Особенно при ветреной погоде.

Вверх

О Бабыргане и Синюхе

Был на Алтае большой голод. Бог бросил с неба голодным головку сыра. Подхватил этот сыр первыми Бабырган и Синюха, и стали делить между собой. Каждый хотел урвать себе больше. Началась меж ними большая ссора. Бабырган рвал с корнями деревья и бросал в Синюху. В конце концов этими деревьями завалил ее всю. До ссоры Синюха была покрыта одной травой, а после на ней вырос лес.

А синюха в ответ бросала в Бабыргана камни. Они до сих пор покрывают его вершину. Пока Бабырган и Синюха ссорились и бросали друг в друга камни и деревья - сыр пропал. А разозленные Бабырган и Синюха посылают теперь друг другу то снег, то дождь. Никак успокоиться не могут.

Вверх

О березе

Давно это было. Тогда алтайские народы жили отдельными племенами и занимались в основном животноводством. Из-за нехватки пастбищ между племенами возникали ссоры, переходящие в войну. У одного из предводителей племени была дочь. В отличие от своих соплеменниц, девушек со смуглой кожей, она была светлокожей. "Бледнолицая", - так ее называли вокруг. Девушка со своими подругами жила недалеко от стойбища. По обычаю юноши должны себе выкрасть невесту из такого девичьего "поселения". После этого девушка уже женой возвращается жить в свое стойбище. Но однажды напали враги на жилище девушек. Они знали, что все мужчины стойбища ушли в очередной поход защищать родные земли. Девушки решили сами защищать свою жизнь и честь. Отважно дрались с врагами девушки, много врагов сложили головы. Рассвирепели враги и стали метать в девушек стрелы. Щадили они только бледнолицую.

Наконец, все ее подруги погибли. Только она продолжала истреблять нежданных врагов. Пуще прежнего разозлились враги и пустили в нее сразу сотню стрел. Бледнолицая, сраженная ими, упала. В том месте, где упала девушка, выросло красивое белоствольное дерево. Только там, куда попадали стрелы врагов, зияли черные отметины.

Каянча - так звали девушку, что в переводе с алтайского "береза". В Алтайском районе есть село с названием Каянча. Красивые склоны гор в его окрестностях покрыты светлым, прекрасным березняком. Они хранят память о юной, отважной красавице.

Вверх

О святом источнике Аржан-Суу

Аржан-Суу - минеральный источник, насыщенный серебром, медью и другими минеральными веществами. Такая вода долго хранится и благотворно действует на улучшение жизненных процессов в организме. В воде этого источника много железа. По лечебным свойствам оно не уступает живительным источником Ессентуки и Боржоми.

Существует легенда, по которой один охотник смертельно ранил в

горах марала. Но зверь не упал, а быстро поскакал прочь, словно жизнь и не собиралась его покинуть. Охотник заметил на голове раненного марала рога с драгоценными камнями и помчался за ним, не желая упустить такие сокровища.

Истекая кровью, добежал раненый марал до источника Аржан-Суу и с разбега бросился в воду. Пока охотник спускался с горы, у зверя затянулась рана. Марал выскочил из воды и помчался прочь быстрее ветра. Очень удивился этому охотник и бросил в воду сушенного хариуса. Рыба ожила и поплыла, шевеля плавниками так же как хариус. Понял тогда охотник, что источник Аржан-Суу силу и жизнь всем дает.

Вверх

О Кезер-Таш

Были времена, когда измученные войной с чужеземцами алтайские воины убегали от своих ханов вместе с семьями далеко в горы. Скрывались там, спасая жизнь себе и своим близким. Охотники в таких общинах жили дружно и счастливо, потому что не было войн, не было грабительского оброка ненасытных ханов. Одна такая община обосновалась в безлюдной, безжизненной, как пустыня, степи. Есть одно такое дикое место на Алтае. Кругом камни, щебень, песок. Лишь одно стоствольное дерево радовало глаз зеленым одеянием листвы. Вот под этим тополем охотники развели множество свадебных костров из хвороста в честь молодых, красавицы Чуй и ловкого юноши Курая. По обычаю на гулянье все мужчины явились без оружия. Свадебные костры горели несколько ночей, вокруг тополя веселились люди, пели свадебные песни. Эти свадебные костры, пылавшие ночью, привлекли внимание ханских дозорных слуг и выдали местонахождение спрятавшихся охотников. В одно мгновение вооруженное войско хана окружило безоружных людей. Свадьба Курая и Чуй была пленена. Но вдруг с вершины тополя к ногам Курая, сверкнув двойным лезвием, упал меч. Курай немедля схватил меч и, оттеснив людей к тополю, начал рубить им ханских слуг. Когда упал последний враг, Курай выпрямился и огласил победу. В то же мгновение отравленная стрела впилась в сердце юноши. Это хан, наблюдавший сражение, сам пустил в курая стрелу. Курай с силой швырнул меч в хана и рассек его пополам. С ликованием бросились люди к юноше. Чуя обвила руками шею любимого, а он, опасаясь, что яд ханской стрелы убьет и ее, крикнул: "Беги, Чуя, беги любимая, дальше от меня..,".

Зарыдала девушка, но просьбу Курая выполнила. Долго бежала по щебням, песку, камням, пока не обернулась рекой. А Курай застыл гранитным "человеком" (Кезер-Таш). Степь в Горном Алтае эта называется Курайской. Ее стережет юноша Курай. Правда, он уже не юноша, а стал стариком. И стоит в степи каменная глыба ~ человек в тюбетейке, рука на поясе, держит меч. Чуя не меняется, бежит, плещется - красивая, пенистая, дикая. Любят ею любоваться шоферу. Сколько их проехало на машинах по ЧуЙскому тракту в Горном Алтае, она точно знает.

Вверх

О Таллинских пещерах

Давно, уже никто точно не помнит когда, жила в горах ханша Талда. Слыла она среди людей такой скрягой, каких свет не видывал. И, хотя всяких богатств у нее среди людей до нитки. Но куда она складывала отнятое у людей добро: скотину, упряжь, птицу, убитую дичь - никто понять не мог. Все, что привозили к ее юрте и складывали целыми ворохами, исчезало на глазах, как в землю провалилось. Охотники всех соболей, козлов маралов повыбили во всей округе, а Талда все увеличивала оброк. Грозила: если в срок дань подана не будет, отберет тогда у невольных людей детей. Сыновей заберет в свое войско, а дочерей в рабство - ковры ткать, коз доить и всякую черную работу делать. День и ночь метались по опустевшей тайге охотники. Понурые, с пустыми сетями брели в бедные юрты рыбаки, в озерах и реках давно уже рыба не водилась. Все исчезло в ненасытной, бездонной утробе жадной Талды. Сколько бы это продолжалось - никто не знал. Да объявились в тех местах пришлые люди: муж да жена, молодые, пригожие собой. А вскоре добрая слава пошла по всем близлежащим стойбищам про них. Манжерок, так звали мужчину, крепок, ловок был хоть на охоте, хоть на рыбалке. А покорил всех тем, что умел лепить из глины всякую посуду. Когда из жаркой печи он вынимал свои дивные пиалы, да раздаривал бедным, радости не было конца. Катынг, так звали его зеленоглазую стройную жену, покорила всех своим умением вышивать ковры с диковинными птицами, зверьем и цветами, да плетением рыболовных сетей, каких в тех местах не видывали. Слава про молодую мастеровую семью скоро донеслась до Талды. У нее даже руки затряслись от злости, когда она увидела их творения. Тут же обложила их таким большим оброком, какой не по силам бы стал и десятку мастеров.

Каково было удивление ханских слуг, когда к назначенному сроку явились к юрте ханши Талды, Манжерок и Катынг почти с пустыми руками. У мастера в руках был только один кувшин, а у мастерицы только одна рыболовная сеть... "Выслушай нас, повелительница, наша дань тебе не простая" - начал Манжерок, - "вот мой кувшин, он без дна, в него ты вольешь столько кумыса, сколько его приготовят все твои подданные".

"А вот моя сеть - продолжила Катынг, - ею твои слуги выловят всю рыбу из рек и озер Алтая". А в сети были ячейки такого большого размера, что было ясно: никакой рыбы они не удержат!

Догадалась Талда, что мастера просто посмеялись над ее жадностью. Ударила она заколдованным посохом Манжерока, он тотчас же обернулся красивым озером. Когда посох коснулся кос зеленоглазой Катьгнг, она успела отбежать в сторону, да так и заплескалась в стремительном беге белопенной красавицей рекой Катунью. А перед смертью успела крикнуть любимому - "Прощай"! И бросила в воду горсть иголок которыми вышивала свои прекрасные ковры. Иголки разлетелись по дну озера и проросли в диковинный орех - чилим.

Талда, оказавшись на левом берегу реки, рассвирепела оттого, что ее посмели обмануть. И со злости так топнула ногой, что сама вместе со своим добром провалилась под землю. А в том месте, где это случилось, недалеко одно от другого, видны отверстия. Это входы в Таллинские пещеры. Много его люди из них вынули, когда нашли. Были там рыболовные сети, и глиняная посуда, много всякого добра.

По легенде - это и есть богатства ханши Талды. А входы в Таллинские пещеры- стережет Лунный Соболь. Его всегда носила на плече жадная Ханша. Он вел счет ее богатствам, а теперь стережет их в Таллинских иещерах.

Вверх

О каменной изгороди

Жил когда-то в горах Алтая богатый хан Теке. Могучий хан славился тем, что со своими подданными был справедлив, честен и добр. Завистливые, злые соседи - другие ханы за это его ненавидели.

И за его доброту они прокляли Теке. Их проклятие охотничьими стрелами разлетелись по всем горам и долинам Горного Алтая. Разорение и нищета пришли во владение справедливого Теке. Дети, женщины, старики, мужчины в стойбищах вымерли с голода, так как удача покинула охотников. Сам Теке отдал бедным все до последнего куска мяса. Даже приказал зарезать своего любимого коня Туу, чтобы спасти от голодной смертии двух маленьких близнецов-сирот. Их родители не вернулись из тайги То ли медведю в лапы попались в тайге, то ли ослабели от голода и сами умерли -никто так и не узнал. Мальчика звали Агач, а девочку - Кош.

Ликовали, радовались злые ханы, видя, какие страдания и лишения принесли их проклятия доброму Теке. Когда в живых остались сам хан Теке и двое малолетних детей Агач и Кош, совет злых ханов решил покончить с ними. Речь самого свирепого хана о том, что доброты больше в горах Алтая нет, должна была убить Теке, Агача и Кош.

Слуги злых ханов подошли к юрте Теке и приказали посадить ему на плечи детей. Теке выполнил их приказание. Дети крепко обняли ручонками шею Теке. Руки его и ноги ханские слуги связали цепями, завели Теке на самую высокую скалу и там приковали.

Внизу, под скалой на большой поляне горели костры, в огромных котлах булькали туши бунов (сибирских козерогов), готовился победный пир над Теке. Осталось только произнести убийственную речь. Ровно в полночь, дагда звезды на небе сияли очень ярко, а измученные Теке, Кош и Агач | перестали видеть своих убийц, самый свирепый и богатый хан начал речь: "С сегодняшней ночи, как только погаснет над горами последняя звезда навсегда...". В этот миг над горами раздался страшный гром, тысячи молний светили небо. Молнии дробили громадные скалы на мелкие осколки. Грохот 1ей, крики людей, рев скота - все перемешалось в жуткое месиво. Целой и невредимой осталась только скала с прикованным к ней Теке. Она даже |К поднялась еще выше, почти до самых звезд. Гром, молния и ливень затихли только к первому рассветному лучу солнца. Яркое солнце высветило обновленную долину с навсегда похороненным злом. Но и добро от гибели было на расстоянии одного шага. Вершина скалы, на которой стоял Теке с детьми, была так мала, что сделай он одно неосторожное движение, и все погибли бы.

Тогда Теке, с трудом удерживая равновесие, осторожно поднял вверх руки, покрепче прижал к себе детей, а ногами стал потихоньку скрести верхушку скалы, на которой стоял. Струёй потек вниз раздробленный гранит из под ног могучего Теке. Дети плакали от страха. Их слезы перемешались с осколками гранита, а когда эта смесь долетела до земли, то застывала, скручивалась в очередной валик из камня. Валик накладывался один на другой, получалась каменная лестница. По мере того, как скреб ногами скалу Теке, лестница поднималась к нему все ближе. Когда же последний валик коснулся ног Теке, силы покинули его. Но он успел поставить на лестницу Агача и Кош. Это движение стоило ему жизни. Теке упал со скалы в долину. А дети благополучно спустились по лестнице вниз. И только успели отойти -каменная лестница упала, образовав каменную изгородь. Имена Кош и Агача остались в названии села Кош-Агач, недалеко от него находится и урочище Туу-теке. В его названии остались имена доброго Теке и его любимого коня Туу. Каменная изгородь в Кош-Агачинском районе действительно есть. Уникальную загадку ее происхождения ученые не решили до сих пор. Длина ее около двухсот пятидесяти метров, ширина около шестидесяти сантиметров. Нижняя часть до двадцати сантиметров засыпана щебнем, землей. Стоит это чудо археологии у подножия высокой скалы. Одним концом упирается в каменную россыпь скалы, другим выходит к обрыву Ц речки. Возраст примерно от тринадцати до двадцати ... тысяч лет!

Вверх

О горе Белый Камень

Недалеко от села Усть-Кан расположена гора Белый камень. Белого в ней ничего нет, а "белизна" эта напрямую связана с сединой, то есть с возрастом горы. Он у этой горы - "бабушки" исчисляется примерно в двадцать тысяч лет! Видимо, это и стало основанием для легенды.

Поселился в том месте, где стоит гора Белый камень, злой дух Алмыс. Все живое, что попадалось на его пути, он хватал и уносил к горе. Гора открывалась, и Алмыс прятал туда очередную жертву. Там он забирал у несчастных жизнь, тем самым сохранял себе вечную молодость. Он оборачивался то красивым юношей, то молодой девушкой, заманивал молодых людей, уводил к горе, и больше их уже никто не видел. Не брезговал Алмыс и скотом, крал лошадей, коров, овец, коз. Люди давно поняли, что их преследует злой дух, но выследить и поймать его было невозможно. Отчаяние и страх поселилось в этих местах. Это продолжалось до тех пор, пока в семье самого бедного пастуха не подрос последыш - сын Кан. Ему исполнилось уже шесть лет, а родители из страха за его жизнь, никогда не выпускали его из юрты. Кан рос и никогда не видел солнце, горы, траву, деревья и цветы. Зверей видел только убитыми, когда брат и отец приносили их с охоты. Кан думал, что на земле живут только отец, мать, братья и он. Он не звал страха, никто не говорил ему и про злого духа Алмыса. Кан резво носился с игрушечным дротиком по юрте и вдруг увидел солнечный свет. Это мать забыла запереть юрту. Мальчик выбежал на улицу и его охватила радость от увиденного вокруг. Золотые солнечные лучи в реке и озере, дивным ковром рассыпались цветы, бабочки и птицы в траве, на деревьях. Кан побежал бегом, стараясь увидеть все новые и еще более прекрасные чудеса. И тут его внимание привлекла большая гора. Кан подумал, что это большая юрта и смело вошел внутрь. Мальчик не боялся, смело пошел вперед, и в глубине пещеры увидел чудовище.

Малыш принял его за очередное прекрасное чудо, широко, дружелюбно и радостно улыбнулся злому Алмысу... В то же мгновение смелая, радостная улыбка ребенка убила чудовище! Зло и страх погибают от смелости. А возраста у смелости не бывает. Радость вернулась в стойбище людей. Она всегда рядышком со смелостью ходит. С того момента страшную гору стали называть Белой, потому что свет победил тьму.

Вверх

О Катунских Воротах

В одной живописной долине Алтая в давние времена, правил подданными хан Бешпек. Была у него дочь Катунь - печальная, юная красавица. Она всегда пела одну и ту же песню о девушке и одиночестве. Закончив пение, подходила к скале и прикасалась к холодным камням рукой. Скала раздвигалась, образовывая вход в пещеру. Там, в глубине пещеры, стояли, образуя крест, четыре сундука. В одном хранились монеты золотые, в другом - серебряные, в третьем - радость, в четвертом - счастье. Катунь открывала сундуки поочередно, набирая всего понемногу.

Катунь грузила четыре мешка на верблюда, и это богатство раздавала бедным. Как только она отдавала последнюю монету - .улыбка радости озаряла печальное лицо красавицы. Делала это Катунь на рождение каждой новой Луны. Но узнал об этом злой дух Алмыс и не захотел мириться с добром. Он решил расправиться с Катунью. Однажды, на очередное рождение Луны, он затаился за скалой, ожидал, когда закончит песню Катунь. Девушка закончила пение, подняла руку, что бы прикоснуться к скале, но на мгновение задержала руку... На нее с Восхищением и любовью смотрел подъехавший всадник, молодой и красивый богатырь Чемал. В этот миг злой дух Алмыс обрушил скалу и навсегда засыпал вход в пещеру, где стояли ящики. Катунь вскрикнула от обидьт, и горькие слезы потоком хлынули из глаз красавицы. Алмыс, торжествуя победу, крикнул: "Если сумеешь до первой утренней зари откопать свои ящики - твоя взяла, ты победила...". Бросился богатырь Чемал ворочать камни, чтобы помочь возлюбленной. Всю ночь он ворочал камни, разрыл обе пещеры, превратив их в две горы, но четыре ящика и верблюд исчезли бесследно. Вот уже и первый луч утренней зари скользнул по горным вершинам... Обнял тогда Чемал прекрасную Катунь, пытаясь утешить. Пуще прежнего забилась в рыданиях юная красавица, а злой Алмыс закончил свое черное дело. Он швырнул в молодых людей горсть заколдованного песка. Катунь обернулась рекой, а Чемал застыл скалистыми утесами - "воротами". Бурными потоками прорывается в этом месте через узкий проход между скалами Катунь. Это Чемал держит в объятиях красавицу Катунь. Две высокие горы Верблюд и Крестовая "смотрят" на них. Старый хан Бешпек от горя превратился в гору, которая со временем разрушилась и заросла лесом. У самой подошвы Бешпека, на живописном пологом склоне, находится известный во всей России горный курорт "Чемал". Он славен особенными бальнеологическими условиями: сухим, теплым воздухом, настоянным на фитонцидных выделениях соснового леса, покрывшего склоны Бешкека.

Вверх

О Пазарыкских курганах

Слава пяти Пазарыкских курганов облетела многие страны. То, что в

них обнаружили известные археологи М.П. Грязнов и С.И. Руденко в 1929 году, стоит рядом с самыми прославленными шедеврами знаменитого Эрмитажа. Там были найдены экземпляры роскошной одежды, обуви, ткани, ковры тонкой работы, различная посуда, столики на тонких резных ножках. Эти курганы являлись погребениями именной знати эпохи ранних кочевников (представьте только; примерно I - V кв. до нашей эры...).. Раскопки рассказали о том, что главным занятием тогда было скотоводство, а подсобным - охота. В курганах обнаружены предметы уникальной ценности: единственный в мире древнейший ворсовый ковер, пышно украшенные седла, золотые боевые доспехи, трехметровой высоты колесница дня четверки упряжных лошадей и многое другое.

В то время у персов, греков и других народов с развитой культурой се дел не было. Отсюда следует полагать, что Горный Алтай входил в ту область зоны Центральной Азии, где возникла первая войлочная юрта. Раньше, чем где-либо на Земле, одомашнена лошадь и первые сед возникли здесь же! Уже по этим пяти курганам можно смело судить о жизни и культуре кочевников Алтая, их широких связях с народами Передней и Средней Азии и Китая. Кроме того, в этих курганах найдены еще музыкальные инструменты: многострунная арфа, тамбурин (по виду напоминает бубен), великолепные изделия изобразительного искусства.

Уникальные находки сохранились в вечной мерзлоте, образовавшейся в ледниковую эпоху. Коллекция Пазарыкских курганов занимает пять больших залов Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Разумеется, такой богатейший материал уникальной ценности стал источником многочисленных легенд о сокровищах. Одна из них перед вами...

Вверх

* * *

Жил в древности на Алтае богатырь Улаган. Не было работы ему не по силам. Если он на охоте, то без добычи не вернется. Если рыбу ловит, то всем стойбищем шли помогать нести улов. Любили Улагана люди. Да и было за что. Но с какой-то поры подмечать стали: будто два Улагана стало... Увидят утром одного, сидит на реке, рыбу ловит. Пойдут на гору в то же самое время по лесу такой же второй Улаган бродит с луком и стрелами. Затревожились люди. Уже и от его бескорыстной помощи отказываться стали. Хотя худого вроде ничего и не случалось. Стали, правда, подальше юрту его обходить. И дичи в лесу было по-прежнему вдоволь, и рыбы реках, озерах, сколько хочешь.

Вот разве что ни с того, ни с сего в ровной долине пять холмов выросли один за другим. Сначала хо травой заросли, потом березам осинами сам Улаган удивлялся, ходил, смотрел, но тоже ничего не понял. Ходил часто, все пытался понять: что за чудо, откуда взялось? Вот люди и решили: замешан Улаган в нечистом деле. А когда курганы еще и камнями покрылись - беда пришла. Дошла весть до стойбища, что совет старцев всего Алтая решил предать жертвенному мечу все стойбища. Так жестоко карались только те, кто совершал кражу. А Белая Стрела, тут на небо самым мудрым старцем Пазарыком, упала рядом со стойбищем, указывая на пять курганов. Там искали похищенное сокровище вожди пяти самых богатых племен Алтая. "Ты украл сокровище в чужих землях и прячешь их в пяти холмах" - сказали Улагану люди. Молча выслушал эти слова Улаган. Настал час жертвоприношение мечу Пазарыка. Пазарык сказал: "Мою руку с мечом в много пудов поднимает Справедливость, меч налет на шею того, кто повинен". Все жители стойбища по очереди подставили головы под меч Пазарыка, меч не опустился. Настала очередь Улагана. Он спокойно отпустился на колени. Меч в руке старца начал медленно опускаться вниз... Люди замерли, ожидая мести. И вдруг меч выскользнул из рук старца и упал перед Улаганом на землю. Старец повернулся к пяти вождям, приехавшим взять свои сокровища, и сказал: "Улаган не виновен. Вором ваших сокровищ был злой дух Алып, принимавший облик честного Улагана. Тот, перед которым падет меч Пазарыка, после моей смерти будет владеть мечом Справедливости. Идите к курганам и возьмите свои сокровища",

С тех пор справедливость в той долине навеки, а вожди пяти племен разнесли по свету добрую славу о старце Пазарыке.

Вверх

О Девичьих плесах

На небольшой речке Кумир есть красивое место. Сама речка горная, быстрая, каменистая и стремительная. Есть среди этой речки тихое место с прозрачной до дна водой. Называется оно Девичьи плесы". Легенда о нем так рассказывает.

Давно это было. Так давно, что и троп тех не осталось в горах, на которых бились с захватчиками - джунгарами храбрые воины алтайских родов. Обрушились скальными осыпями тропки. А легенда о "девичьих плесах" жива и поныне. Эти плесы сохраняли память о тех днях, когда алтайцы боролись за свою независимость.

В урочище Мендай прорвался отряд завоевателей. Хоть и много захватчиков полегло на горных кручах, но часть их во главе с князем, одноглазым свирепым стариком, пробилась к урочищу. Позорный плен и рабство ожидали его жителей. Камнямя, сгрелами отбивались жители, пока не погибли все, кроме трех девушек. Умирая, отец самой красивой девушки Мерей сказал:

- Не отдавай себя живой в руки чужеземцев, не предавай свой род и свою землю.

- Не беспокойся, отец, - ответила Мерей, - позора нашему роду не будет никогда.

Похоронила она отца. Позвала подруг и предложила первыми выйти сражаться, не ждать, когда их всех троих пленят. Одна из трех, дочка бая, заплакала и наотрез отказалась идти на верную смерть.

- Что ты. Мерей! - замахала она руками, - вражеские воины девушек не убивают, это мой отец говорил.

Усмехнулась в ответ красавица:

- Да, не убивают, но сделают тебя рабыней, а это хуже смерти. Оставайся, встречай обоих будущих господ, а мы поступим иначе.

И две девушки бросились к единственному оставшемуся живым коню. Они обе уместились в одно боевое седло и с мечами в руках на коне (аргымаке) ринулись в самую гущу вражеского отряда, вовсе не ждавшего нападения. Свирепо бил мощными копытами аргамак по головам разбегавшихся в страхе джунгаров, а девушки "косили" направо и налево мечами всех, кто оказывался рядом. Наконец, враги опомнились, а старый князь, пораженный смелостью и отвагой двух юных девушек, приказал пленить их, не убивая. Этот приказ услышала Мерей. Рванула она поводья, направила коня на верхушку скалы. Взвился на дыбы аргамак и упал с обеими наездницами вниз, в пропасть. В тот же миг со дна ущелья вырвалась быстрая река, это аргамак побежал, так и не остановив свой бег. Горная речка Кумир быстро струится по камням, ревет в узких ущельях. А в том месте, где упали две девушки, образовалось тихое, спокойное место. Вода в нем струится медленно, образуя плес.

Увидел со скалы красивую реку князь-завоеватель и не мог оторвать глаз, настолько она манила, притягивала какой-то магической силой. Шагнул вниз князь со скалы. В том месте, куда он упал и застыл подводным порогом пенится вода, до сих пор успокоиться не может... А в том месте, где упали девушки, река ласковая, спокойная, словно шелковые косы девушек, погибших за честь своего рода.

Вверх

Легенда об озере Аккем

В белом безмолвии Катунских белков лебедей не видели никогда. Горную красавицу Белуху увидеть можно. Но всякому, кто это хочет, нужно прежде остановиться у озера Аккем. Угрюмое озеро темного цвета, мутная вода, безжизненные каменистые берега - ни травинки окрест, ни живности какой-либо нет. Но забредшие в те места охотники да альпинисты не раз видели на берегу горных серых гусей. Причем в самое предзимье, уже по первому снегу. Как, зачем они появляются на берегу Аккема - непонятно. Возможно, столь странное явление породило одну едва ли не самую красивую легенду Горного Алтая...

Высоко в небе летела стая лебедей. Выстрел грянул внезапно. Красивая молодая самка с пробитым крылом камнем упала вниз. С разрывающим сердце горестным "ак" (в лебедином языке это означает опасность) увел в полете стаю могучий красавец вожак от этого места. Упасть рядом с раненой подругой и тем самым погибуть стаю, он не мог. Одна слезинка выкатилась из глаз лебедя, упала в долину, превратившись в серое печальное озеро.

"Ак-ак-ак", - тревожное многоголосье лебединой стаи заполнило долину над озером. "Кем-кем-кем", - резко выкрикнул вожак, что означало:

"Вверх, вперед, на крыло". В полете он не смог даже обернуться, чтобы еще раз увидеть подругу. Даже это неуловимое движение могло сбить стаю с курса. А потому он не увидел, как рядом с ней на берег озера тихо спустился самец-лебедь из его стаи.

Шло время. Оно несло миру свет и мрак, радость и горе, встречи и расставания, любовь и ненависть. Много видел в своей непростой жизни и судьбе мудрый вожак-лебедь. Не было в его жизни испытания, которое он бы не вынес с честью, оставшись при этом таким же сильным, как в юности. Большая одна-единственная Любовь и Преданность ей берегли его, придавали жизни смысл и питали силой. Он не терял надежды найти озеро и свою Любовь, по злой воле людей попавшую в беду.

Однажды именно это и случилось. Знакомое озеро приближалось, как счастье. Вожак не выдержал и, забыв предупредить стаю, стремительно ринулся вниз, к озеру. Там его должна ждать подруга, единственная, неповторимая, первая и последняя... Сноп огня от выстрела накрыл его уже у земли. Лебедь упал на берег озера перед парой серых жирных гусей. Однако одного мгновения лебедю хватило, чтобы узнать в толстой неповоротливой гусихе нежную белую подругу... "Кем" - вверх, - хотел крикнуть лебедь своей брошенной стае я не успел. "Кем-кем-кем", - молча кричали его мертвые глаза, они смотрели на гусыню - отчаянно кричали лебеди, потерявшие вожака. Огненные полосы выстрелов выхватывали одного за другим белых красавцев из беспорядочно метавшейся стан. Живые улетели, чтобы никогда не возвращаться на это озеро. Их отчаянный крик "ак" соединился с криком "кем" вожака и навсегда остался в названии озера Аккем. Озера, в котором похоронена большая Любовь и живет Предательство. Серые гуси появляются на берегу и предзимье, по первому снегу. В утренних сумерках их можно увидеть на берегу. Припорошенные белым снегом, они издали неуловимо напоминают лебедей.

Вверх

Загадки старого Чона

Другой вершины, дающей столько возможностей для развития альпинизма в Сибири, сколько дает их Белуха, нет. Любой сложности тренировки - категорийные, серьезные восхождения - все легко найти на этой уникальной вершине-красавице. Но она же таит в себе массу загадок, которые порой ставят в тупик даже бывалых людей.

Описанное ниже вспоминает участница не состоявшегося восхождения на западное плечо Белухи группой казахстанских альпинистов в конце 70-х Л. Попона. Альпинисты во все времена были и есть самыми яркими любителями "экстрима". Но этот случай особый: речь идет о человеке-легенде охотнике алтайце Чоне.

К восхождению на западное плечо Белухи готовилась схоженная "девятка" из Казахстана, десятым присоединился начальник Аккемской метеостанций, он же и командир группы, он же и мастер спорта по альпинизму, доктор физико-математических наук. Одним словом, - личность, заслуживающая доверия.

Накануне штурма, группа отлично потренировалась на "стенке" (в конце Аккемского ледника Белуха падает на него отвесной стеной до километра и более высотой). Зрелище великолепного ледопада впечатляет! Под руководством командира просмотрели и отследили биноклем весь путь по плечу. Маршрут сложным не показался, да еще с таким инструктором! Казалось, за десяток лет работы в качестве начальника крупных высокогорных метеостанций, этот "зубр", бравший пятитысячники Тянь-Шаня и Кавказа, Белуху налегке истопчет...

Вернулись а лагерь. Отдых устроили на славу: дурачились, таскали друг друга на спинах, готовили снаряжение к предстоящему штурму. В самый разгар веселья на горизонте замаячила знакомая фигура большого друга всех туристов охотника-алтайца Чона. Возраст Чона никто определить не мог. На маршрутах туристам он попадался часто, но два поколения отцы-дети точно помнили Чона. Молчаливый, сосредоточенный с охотничьим ружьем, со здоровой трубкой во рту, в меховом "малахае" зимой и летом. Похоже, что тут, где-то в районе Белухи он и родился. Не обремененный светскими правилами приличий, Чон подошел к альпинистам не здороваясь, но его узенькие щелочки глаз блестели приветливо. И тут же стал с интересом наблюдать сборы.

Уложенные "зигзагом" веревки привели Чона в восторг, он их даже на зуб попробовал. Погладил фотоаппарат, долго разглядывал примус, покрутил в руках ледоруб, с интересом пощелкал замком карабина. Альпинисты с улыбкой наблюдали, как старый охотник удовлетворяет свою любознательность и не мешали ему. Подергав тугие растяжки палатки, и послушал их гудение, Чон уселся у входа и задымил своей трубкой как паровоз. Командир группы пристроился с ним рядом.

- Ну, хозяин гор, пускаешь нас завтра на Белуху? - шутливо спросил он Чона.

Чон смущенно заулыбался, приставил ладонь "козырьком" ко лбу, долго и внимательно смотрел на Белуху. Все невольно притихли и тоже уставились на белоснежные вершины, но ничего, кроме слепящей глаза белизны, не увидели. Чон нахмурился:

- Завтра вверх не ходи. Белуха "сопит". Духи снег много кидать будут...

-"Ладно, Чон, со своими духами, еще напугаешь мне девчонок (в группе из десяти две девчонки были) - рассмеялся командир. Ему ли не знать I "сопит" ли Белуха, когда в его долгосрочных прогнозах нуждались все | серьезные наземные и воздушные службы края и близлежащих областей. Чон еще немного потоптался и ушел своей дорогой. Ночь перед восхождением спали как уб,итые, кроме командира. Надо честно признать: Чону он доверял много больше, чем всем своим "ящикам", "усикам" и "стрелочкам" на метеостанции... Все, что ни предсказывал и вещал старый охотник, в проверке не нуждалось.

-"Ну, абориген, задал ты мне задачку", - неотвязная мысль эта засела занозой. Не выдержал, вылез из палатки, пошел на станцию к дежурному метеорологу лично взглянуть на приборы. Все "ящики" будто сговорившись, показывали полный "штиль" и высокое давление. Крепкий морозец (конец ноября на дворе) окончательно развеял его сомнения.

Ранним утром, когда долина Аккема была еще заполнена густой тьмой, солнце осветило две маленькие палатки. Подъем, зарядка, завтрак - все уложено за час. Еще через час группа стояла у отсчета (начало восхождения).

Еще через два часа связались "двойками": началась скальная крутизна, где необходима страховка.

Времени, когда последняя "двойка" поднялась на первый карниз плеча, еще хватило, чтобы пробраться метров на десять дальше от скального сброса. , Этот подъем "съел" все силы и целый день. Сумерки накрыли группу в одно мгновенье. Встал вопрос о непредвиденном ночлеге на этом чертовом карнизе. Все были злые. Сгребли кое-как мелкие камни под дно палатки, поужинали холодной тушенкой. Привыкнуть к тому, что в десятке метров крутой ледяной километр вниз, а с другой стороны палатки скальное нагромождение градусов на семьдесят - не получалось. Но через полчаса все крепко спали. Не мешали даже впившиеся в бок собственные ботинки (спать в одном мешке на пару со своими ботинками - к такому соседству привыкаешь быстро, все равно их негде больше сушить).

В два часа ночи подъем продолжили. Яркая луна. Морозец. Отдохнули хорошо. На снежных участках кошки ботинок хорошо впивались в подмерзший фирн. Первые утренние лучи застали группу на втором карнизе. На нем первоначально намечалась наша злополучная ночевка. Тут целая долинка ровная, красивая, метров на двести. Решено было основательно на ней передохнуть и расслабиться. Великолепный пейзаж сверху - вниз на Аккемскую долину словами не передать. Мы просто сидели и пели молча, есть такое выражение "петь сердцем". Да голосом командир бы не разрешил (не положено по инструкции, альпинист может только выполнять команды старшего даже в связке по "два").

Характерный треск первым услышал командир как раз в то время, когда группа рассматривала "спокойный" вид склона предстоящего подъема. Почти из-под самой верхушки сорвалось и полетело вниз снежное облако. Медленно нарастая, оно катилось вниз... Похоже, команду "руки в замок за голову" все выполнили вперед голоса командира (так легче разгребать снег у лица, чтобы создать себе воздушную капсулу на случай завала). Группу накрыл только "хвост" лавины. Это та часть снега, которая поднимается после удара, она легкая и безопасная. Кто-то из ребят уже поднялся и щелкал ФЭдом "вылуплявшихся" из-под снега товарищей. Минут через двадцать в ста метрах упал еще один снежный "шар". Дальше испытывать судьбу было опасно. Командир принял решение на спуск. Восхождение сорвалось... Резко ухудшилась видимость. Ветер мгновенно нанес облака и туман. Пошел снег, постепенно он превратился в беспросветную пургу. С трудом нашли пологий заснеженный склон. Первыми "спустили" девчонок. На них надели прорезиненные штормовые костюмы, куртки заправили в брюки, подняли капюшон. Затем обеих по очереди столкнули вниз... по канатной дороге из двух связанных альпинистских веревок. Пропустив веревку через кольцо карабина и придерживаясь за нее руками, "лихо" скользишь вниз, задерживаясь у конца веревки, пока ребята не вытянут ее на новый участок спуска. Когда девчонки благополучно "приземлились" на безопасный участок, парни все таки, спустились по старым ступенькам, заставив девчонок попереживать. Сроки заканчивались. Группа собралась уходить. Предстоял несложный лыжный переход по изумительной красоты лесистым склонам до Усть-Коксы. Наш славный командир оставался на своей метеостанции. На прощальном костре все весело подтрунивали над ним. Его станция с парой десятков "умнейших" приборов не расслышала как "сопит" Белуха! А старый охотник Чон за сутки вперед приборов предсказал лавиноопасную погоду. Как он сумел это сделать - осталось загадкой.

Вверх

Hosted by uCoz